Российское информационное агентство
поиск по статьям и новостям

В выставочном центре «Эрмитаж-Выборг» открылась выставка "Фламандское искусство XVII века"

07.11.2017, 10:42      Новости Выборга

3 ноября в выставочном центре «Эрмитаж-Выборг» открылась выставка фламандского искусства XVII века. В церемонии открытия приняли участие председатель комитета по культуре Ленинградской области Евгений Чайковский, генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, заместитель главы администрации МО «Выборгский район» Николай Шишкин, депутаты Законодательного собрания региона Владимир Цой, Олег Петров и другие.

На выставке, посвященной фламандскому искусству, представлены картины, скульптуры, изделия прикладного искусства и художественное оружие. Главным центром фламандского искусства в XVII столетии являлся Антверпен. Здесь жил Рубенс – «Апеллес нашего века», как его величали современники, мастер, чьё имя стало синонимом фламандского искусства XVII века. Творчество Рубенса наложило отпечаток на всю художественную культуру Фландрии XVII века. Хотя сам художник работал главным образом как живописец, в орбиту его влияния были втянуты почти все виды изобразительных искусств – репродукционная гравюра, эстамп, искусство оформления книги, скульптура, различные отрасли художественного ремесла и даже архитектура. Эти виды художественной деятельности отчасти сосредоточились и в его антверпенской мастерской, превратившейся, по справедливому отзыву современника, в «своеобразную академию, где можно было достичь вершин искусства». Не случайно из мастерской Рубенса вышли или были с нею так или иначе связаны все крупные живописцы, а также многие известные граверы, скульпторы и мастера прикладного искусства Фландрии XVII века.

Рубенс представлен на выставке небольшой «кабинетной» картиной – «Уход Агари из дома Авраама». «Кабинетными» в XVII веке фламандцы именовали картины небольшого и среднего размера, создаваемые, в отличие от монументальных произведений, не для конкретного помещения и места, а, большей частью, для открытого рынка и служившие украшением «кабинетов». Так называли в те времена частные коллекции всевозможных редкостей, раритетов, диковинных вещей – от самых причудливых и необычных созданий природы до дорогих изделий художественного ремесла и произведений изобразительного искусства. Подобные «кабинеты», или, как их еще называли, «кунсткамеры», явились прообразами будущих картинных галерей в странах Западной Европы. В XVII столетия особенно много таких «кунсткамер» было в Антверпене, где, по словам Рубенса, жило «великое множество» любителей живописи.

Преимущественно «кабинетные» картины и представлены на выставке. Антиверпенские живописцы, специализировавшиеся в области крупнофигурной сюжетной композиции (а к ним, в первую очередь, принадлежал Рубенс и художники из его окружения, а также фламандские последователи Караваджо), нередко писали картины «кабинетного» формата, исполненные маслом на дереве или меди, реже на холсте (в первой половине XVII века). Наиболее известные, крупные, мастера обращались к «кабинетной» живописи тем охотнее, чем больше появлялось среди заказчиков подлинных любителей-знатоков искусства, ценивших в картине не столько занимательность сюжета, сколько индивидуальность живописной манеры художника и виртуозность исполнения.

Кроме «Ухода Агари» Рубенса, другим превосходным образцом «кабинетной» живописи и одним из бесспорных шедевров выставки является «Апостол Пётр», ранняя работа Антониса Ван Дейка, исполненная молодым художником, вероятно, в самом начале его пребывания в мастерской Рубенса, который считал юного живописца «лучшим своим учеником».

Ян Брейгель Старший был прирожденным мастером «кабинетной» живописи по удивлявшему современников и граничащему с чудом мастерству передачи мельчайших деталей изображаемых предметов. Его картины воистину были подобны драгоценным ювелирным вещам. Младший сын гениального Питера Брейгеля Мужицкого (1525/30—1569), Ян вошел в историю искусства под прозвищем «Бархатный», ставшим своеобразной оценкой его живописи. Данное Яну за его пристрастие к ношению дорогой одежды, это прозвище закрепилось за художником еще и по причине особых свойств его живописи. Ведь только его картинам свойственно ощущение нежной «бархатистости» живописной поверхности, которой Ян добивался виртуозным соединением разнообразных, тонко сопоставленных, звучных тонов в сияющую красочную гармонию. Брейгель Бархатный поражал современников широтой тематики своего искусства. А, за исключением портретного, Брейгель работал во всех жанрах «кабинетной» живописи. Данная выставка позволяет увидеть один из лучших его пейзажей, подлинный шедевр «кабинетного» искусства – «Лесной пейзаж со сценой Отдыха Святого Семейства на пути в Египет».

Представлен на выставке и образец раннего пейзажа, еще тесно связанного с традициями искусства предшествующего века, – картина «Морской порт» Пауля Бриля, художника, работавшего на рубеже эпох, XVI и XVII столетий, одного из крупных европейских пейзажистов, творческое наследие которого принадлежит в равной степени фламандской и итальянской школам живописи, поскольку молодым человеком он покинул родной Антверпен и обосновался в Риме, где оставался до конца своих дней.

Выставка будет работать до 25 апреля 2018 года.

По материалам сайта http://vbglenobl.ru и http://erm.vbgcity.ru
Источник: vbgcity.ru
 Читайте также:
Мнение редакции интернет сайта yodda.ru никогда не совпадает с мнением, высказаным в новостях.

Пользовательское соглашение   |   Контактная информация   |   Города   |   Отели
Copyright © 2014-2016 yodda.ru - региональное информационное агенство
Яндекс цитирования